Кто умнее: собака или кошка?

23 июля 2018
Научные факты

Кто умнее: собака или кошка?

11 марта 2018 года в журнале открытого доступа Frontiers in Neuroanatomy (Границы в Нейроанатомии) была опубликована статья

"Собаки имеют наибольшее количество нейронов, хотя и не самый большой мозг: компромисс между массой тела и количеством нейронов в коре головного мозга крупных плотоядных видов" (Dogs have the most neurons, though not the largest brain: Trade-off between body mass and number of neurons in the cerebral cortex of large carnivoran species).
В ней представлены результаты многолетнего научного исследования, проведенного учеными из США, Бразилии, Саудовской Аравии и ЮАР. Было изучено соотношение нейронов в коре головного мозга, отвечающих за мышление, сознательное планирование и сложное поведение, с размером самого мозга у диких и домашних животных.

Исследователи проанализировали мозг одного или двух представителей каждого из восьми видов хищников:

• хорька,
  • мангуста,
  • енота,
  • кошки,
  • собаки,
  • гиены,
  • льва,
  • бурого медведя.

Что касается собак и кошек, то исследование показало, что у собак около 530 миллионов корковых нейронов, а у кошек около 250 миллионов. (Это по сравнению с 16 миллиардами в человеческом мозге.)

«Я считаю, что абсолютное количество нейронов у животного в коре головного мозга, определяет богатство их внутреннего психического состояния и их способность предсказывать, что произойдет дальше, основываясь на прошлом опыте»

- считает нейробиолог Сюзана Геркулано Хузель, Phd, из Федерального университета Рио-де-Жанейро.

«Наши выводы означают, что у собак есть биологическая способность делать гораздо более сложные и гибкие вещи в жизни, чем кошки. По крайней мере, теперь у нас есть доказанная научная нейробиология, которую люди могут учитывать в своих дискуссиях о том, кто умнее: кошки или собаки».

Исследователи ожидали, что их измерения подтвердят интуитивную гипотезу о том, что мозг плотоядных должен иметь больше корковых нейронов, чем у травоядных, на которых они охотятся. Это потому, что охота более требовательна, когнитивно говоря, по сравнению с основной стратегией травоядных найти свою безопасность в чистом виде.

Однако оказалось, что это не так.

Исследователи определили, что соотношение нейронов к размеру мозга у мелких и средних плотоядных было примерно таким же, как у травоядных.

Иначе говоря, существует такое же эволюционное давление на травоядных, которое способствовало развить их мозговую силу, чтобы убежать от хищников, как и на плотоядных, чтобы поймать их. Фактически, для самых крупных плотоядных соотношение нейронов к размеру мозга на самом деле ниже.

Ученые обнаружили, что мозг Золотистого ретривера имеет больше нейронов, чем у гиены, льва или бурого медведя, хотя у крупных хищников мозг в три раза больше. Медведь – самый выразительный пример. Его мозг 10 раз больше, чем у кошки, но примерно такое же количество нейронов.

Охота требует много энергии, особенно для крупных хищников, а интервалы между успешными убийствами непредсказуемы.

Это объясняет, почему крупные плотоядные животные, такие как львы, проводят большую часть времени, отдыхая и пребывая во сне. С точки зрения энергии, мозг является самым дорогим органом в организме, и его потребности пропорциональны количеству нейронов. Ему также нужна энергия непрерывно.

Как следствие, количество мяса, которое крупные охотники могут убивать и потреблять, и прерывистый характер кормления, по-видимому, ограничивают их развитие мозга.

100 таб
353.6₽
50 таб
263₽
75 табл.
504₽
180 табл.
787₽
- +

Результаты исследования также бросают вызов преобладающему мнению о том, что у домашних животных мозг меньше, чем у их диких собратьев.

Отношение размера мозга к массе тела анализируемых домашних видов - хорька, кошки и собаки—существенно не отличалось от такового у их диких сородичей—мангуста, енота, гиены, льва и бурого медведя. Примечательно, что енот стал исключением среди своих диких сородичей: он упаковывает такое же количество корковых нейронов, как собака, в мозг размером с кошку.

По словам ученых, изучение мозга разных плотоядных видов дает следующий важный вывод - разнообразие огромно. Его структура отличается. Да, есть узнаваемые закономерности, но природа нашла множество способов объединить «мозги»—и мы пытаемся понять, в чем их разница.

Источник: PetNewsToday.com